Skip to main content World Bank Group World Bank Group
Home  • Site Map  • Index  • FAQs  • 
Countries Data & Research Learning News Projects & Operations Publications Topics
Click here to ExpandНа русском
Click here to ExpandOverview
Selected MenuNews & Events
Click here to ExpandData & Statistics
Click here to ExpandPublications & Reports
Click here to ExpandDevelopment Topics
Click here to ExpandProjects & Programs
Click here to ExpandPublic Information Center
Click here to ExpandNGOs & Civil Society
Click here to ExpandRelated Links
Click here to ExpandContact Us
Resources For

В ПЕРИОД С 2002 ПО 2005 г. КОРРУПЦИЯ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ УМЕНЬШИЛАСЬ, ГОВОРИТСЯ В ДОКЛАДЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА

Available in: English, French

Контактные:
лица: Меррел Так-Примдэйл, раб. тел.: 202 473-9516
Мобильный: 202 415-1775

ВАШИНГТОН, Округ Колумбия, 26 июля 2006 г. - Целенаправленные усилия по сокращению распространения коррупции в бывших странах социалистического лагеря дают положительные результаты, но необходим непрерывный процесс реформирования для того, чтобы предотвратить возврат к прежней практике, говорится в новом докладе Всемирного банка. ДокладБорьба с коррупцией в переходный период 3 - Кто достигает цели … и почему? (ACT3) предоставляет подробный обзор данных обследования компаний и делает выводы о том, что достижения региона в борьбе с коррупцией очевидны. Однако, распространение коррупции в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза все еще более значительное, чем во многих других странах Западной Европы, и крупные фирмы отмечают большее сокращение взяточничества, чем мелкие, которые зачастую в основном и способствуют росту и созданию рабочих мест.

ACT3 - это третий доклад Всемирного банка в серии докладов, отслеживающих уровни коррупции в отношениях между государственными органами и предприятиями с 1999 года. Как и его предшественники, ACT3 опирается на данные Исследования деловой среды и эффективности предприятий (BEEPS), совместной инициативы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирного банка. Исследование, проводимое раз в три года, последний раз проводилось в 2005 году; оно охватывает 26 бывших социалистических стран и Турцию, а также пять западноевропейских стран, взятых для сравнения. Для сравнения приводятся такие европейские страны, которые не находятся в переходном периоде, как Германия, Греция, Ирландия, Португалия и Испания. С начала проведения Исследования деловой среды и эффективности предприятий было обследовано свыше 20 000 фирм.

"Начиная с 2002 г., фирмы в большинстве стран платят взятки с меньшей периодичностью и относительно в меньших объемах; по их словам, коррупция является менее значительной проблемой, чем в прошлом", - объясняет Джеймс Андерсон, соавтор отчета и старший экономист Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии. "Распространенным мнением является то, что ситуация с коррупцией постоянно ухудшается, но при ближайшем рассмотрении это оказывается не так".

Помимо отслеживания тенденций коррупции, в докладе рассматриваются причины прогресса, наблюдаемого в определенных странах. ACT3 приводит конкретные доказательства того, что экономические и институциональные реформы действительно работают: сокращение коррупции наблюдается в тех странах, где интенсивно проводились реформы, тогда как наблюдается отставание в регионах, где реформы проводились в меньшей степени.

Значительный прогресс отмечается в сфере налогового и таможенного администрирования. Страны, находящиеся в переходном периоде, стали мировыми лидерами в принятии упрощенных низких или единых ставок подоходного налога на основе расширенных баз исчислений и с некоторыми исключениями, причем процесс начался в Эстонии в середине 1990-х годов. Эти страны также предприняли серьезные усилия для того, чтобы улучшить систему налогового администрирования. К примеру, в Словацкой Республике переход к единой ставке налогообложения заметно улучшил отношение компаний к налоговой системе. Сократилось уклонение от уплаты налогов, и стал менее распространен процесс взяточничества.

Масштаб взяточничества в таможенных органах также сократился во многих странах с переходной экономикой в результате пересмотра таможенных законодательств, которые зачастую были разработаны в соответствии стандартам ЕС и с помощью ЕС. Некоторые страны также осуществили инвестирование в новые информационные технологии и внедрили проведение оценки на основе риска, что сократило субъективное отношение к выбору объектов для проведения физических проверок. Заметные улучшения наблюдаются в странах Юго-Восточной Европы, частично благодаря Соглашению о торговле и транспорте в рамках программы Юго-Восточной Европы. Усилия многих стран, сочетающие модернизацию таможенного администрирования, институциональные реформы, а также улучшение прозрачности, сокращают как время таможенной проверки товаров на границе, так и масштаб взяточничества со стороны таможенных органов.

В противовес этому, в первые годы переходного периода судебной реформе зачастую не уделялось должного внимания, вследствие чего размах коррупции в судебных органах в целом не сократился. Страны только начинают рассматривать эту проблему, принимая такие меры, как увеличение заработной платы судей (как это происходит в Грузии и России), внедрение автоматизированных систем управления в целях улучшения эффективности и прозрачности (Хорватия), а также возбуждение уголовных дел по фактам взяточничества в судах (Словацкая Республика). Также ограничен прогресс в области государственных закупок. Многие страны провели реформу законов о закупках, но это ограничилось лишь внесением изменений в проекты других законов.

Страны, находящиеся в переходном периоде, расширяют политическую ответственность, включая законы о конфликте интересов, финансовых проверках и контроле, а также декларировании доходов и имущества. В Румынии подробно прописаны положения о декларировании доходов и имущества, которые общедоступны и понятны для гражданского общества, и в настоящее время принимаются меры по усилению официального их применения. Во многих странах также наблюдаются успехи в развитии законов о свободе информации, но чрезмерная степень неприкосновенности для членов законодательных органов, которая возводит парламентариев едва ли не в ранг неприкасаемых, по-прежнему является широко распространенной проблемой.

"Сильное руководство является основным оружием в борьбе против коррупции. В каждой стране, достигшей значимого успеха в сокращении коррупции, был сильный лидер, определивший прозрачность и подотчетность в качестве основных приоритетов», - объясняет Шерил Грей, соавтор исследования и Директор сектора Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии. Она отмечает Грузию, где новые руководящие кадры получили полномочия по борьбе с коррупцией и поставили управление во главу программы реформ.

Данные Исследования деловой среды и эффективности предприятий (BEEPS) были использованы при исчерпывающем анализе судебной реформы в Европе и Центральной Азии. С этим Отчетом и данными BEEPS можно ознакомиться на веб-сайте http://www.worldbank.org/eca/econ.

Обзор данного доклада и соответствующие материалы сразу по истечении срока запрета на публикацию будут опубликованы на веб-сайте: http://www.worldbank.org/eca/act3


Home  |  Site Map  |  Index  |  FAQs  |  Search
© The World Bank Group, All Rights Reserved. Legal.