30 nоября 2005 г -- Когда несколько лет назад страны Восточной Европы и бывшего Советского Союза начали свой исторический переход от централизованного планирования к рыночной экономикой, можно было ожидать сокращения занятости. Однако многие считали, что высокая безработица будет носить временный характер, что она снизится, как только формирующийся частный сектор начнет создавать новые рабочие места. Однако новый доклад Всемирного банка опровергает эти предположения. В нем подчеркивается, что уже на протяжении порядка 15 лет безработица остается одной из неизжитых проблем, стоящих перед регионом. В докладе, озаглавленном “Enhancing Job Opportunities in Eastern Europe and the Former Soviet Union”, анализируются показатели занятости в 27 странах с переходной экономикой за все годы, прошедшие со времени краха коммунистической системы. Стефано Скарпетта, один из авторов доклада, объясняет, что хотя за последние полтора десятилетия во всех странах региона проведены впечатляющие реформы, в большинстве этих стран возможности для трудоустройства все еще ограничены. Основные выводы “Начиная с 1990 года, в этом регионе наблюдается весьма впечатляющее повышение экономических показателей”, – говорит Аруп Банерджи, руководитель группы авторов доклада и начальник одного из отделов Управления экономических аспектов человеческого развития Регионального департамента Европы и Центральной Азии (ЕЦА) Всемирного банка. “Однако если в регионе не будут создаваться новые и лучшие рабочие места, сокращение бедности, произошедшее за последние годы, может прекратиться. А это в свою очередь реально угрожает политической поддержки реформ”, – предостерегает Банерджи. В разных странах проблема проявляется по-разному В докладе подчеркивается, что проблема, связанная с ситуацией на рынке труда, далеко не одинакова в разных странах. “В новых странах-членах Европейского союза и в странах, готовящихся к вступлению в ЕС, проблема рынка труда действительно заключается в недостаточной занятости и долгосрочной безработице”, – говорит Стефано Скарпетто, один из авторов доклада, являющийся специалистом по рынкам труда и ведущим экономистом Департамента человеческого развития и социальной защиты Всемирного банка. “В этих странах уровень безработицы достигает двузначных показателей, и около 50 процентов безработных ищут работу на протяжении более чем одного года”. В докладе отмечается, что даже в тех странах, где процесс преобразований идет более высокими темпами, таких как Польша и Словацкая Республика, в 2004 году процент безработных составлял, соответственно, 19 и 18,2 процента трудоспособного населения, несмотря на высокие темпы экономического роста. “В других странах, в частности, в странах Центральной Азии, где уровень доходов низок, проблема фактически заключается в качестве работы. У людей есть работа, но, как правило, очень низкопроизводительная, за которую мало платят”, – объясняет Ян Рутковски, ведущий экономист ЕЦА и один из авторов доклада. В докладе делается вывод о том, что в странах бывшего Советского Союза, где реформы проводятся медленными темпами, таких как Азербайджан, Молдова и Украина, многие трудоспособные люди вынуждены либо выполнять низкооплачиваемую работу, либо возвращаться к натуральному сельскому хозяйству. Характер работы меняется В общем и целом, как отмечается в докладе, наиболее существенным изменением с начала переходного периода является переход от гарантированной занятости, при которой, однако, работа была не особенно высокооплачиваемой, к менее стабильной занятости, при которой можно заработать больше. Вместе с тем, отмечается, что в странах бывшего Советского Союза с низким уровнем доходов существенно увеличилась временная занятость и занятость в неофициальных секторах, причем до такого уровня, который в настоящее время наблюдается в развивающихся странах. В целом изменения в характере занятости повлияли больше на мужчин, чем на женщин. Многие потеряли работу в секторах, где преобладают мужчины, таких как тяжелая промышленность. В то же время, женщинам, как правило, легче получить работу в новых областях деятельности, например, в сфере услуг. Стратегии на будущее Авторы доклада призывают взять на вооружение такой подход к увеличению числа рабочих мест и повышению их качества, который предусматривал бы действия одновременно по двум направлениям, подчеркивая, что создание стабильных рабочих мест будет способствовать укреплению поддержки дальнейших рыночных реформ. По словам Скарпетты, первое направление – это все, что касается улучшения инвестиционного климата, т.е. создания таких условий, в которых у предприятий любых видов будут правильные стимулы, повышающие их заинтересованность в инвестировании, расширении масштабов деятельности и найме новых работников. Хотя за последние годы инвестиционный климат в большинстве стран региона улучшился, остаются нерешенными серьезные проблемы. Например, в странах бывшего Советского Союза с низким уровнем доходов весьма рискованно иметь собственный бизнес, поскольку имущественные права не защищены в достаточной степени, контроль за выполнением договорных обязательств неэффективен, а инфраструктура ненадежна. В странах бывшего Советского Союза со средним уровнем доходов, таких как Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, среди таких проблем можно отметить излишнюю волокиту, неэффективность регулирования и необходимость получения многочисленных разрешений. В странах Центральной и Восточной Европы занятие бизнесом затрудняется высокими прямыми издержками, в частности, расходами на уплату налогов и обременительными правилами, действующими на рынке труда. В докладе объясняется, что второе направление, предусмотренное этим новым подходом, – это “повышение гибкости рынка труда, т.е. его способности к приспособлению. Он должен стать таким рынком, на котором работодатель нанимает больше работников, руководствуясь правильными стимулами, а работники получают помощь, меняя работу”. Однако в целом, как объясняет Скарпетта, поскольку рабочие места создаются именно новыми небольшими частными предприятиями, правительствам необходимо активизировать реформы, способствующие улучшению делового климата. Проблему занятости нельзя решить, только лишь расходуя деньги на меры, принимаемые в отношении действующего рынка труда. “Программы трудоустройства и меры политики, предусматривающие переподготовку работников или оказание помощи безработным, недостаточны для решения лежащих в основе проблем”, – отмечает он. |